Есть такие станции метро, где можешь почти с точностью сказать, куда направляются люди. На Горьковской добрая половина – студенты ИТМО, те, что с фотоаппаратами – скорее всего, в Петропавловку, а часть пассажиров – мусульмане, спешащие в Соборную мечеть. Хотя Петербург - город многоконфессиональный с момента основания, первая мечеть появилась здесь только во втором десятилетии ХХ века. Роскошное, облицованное лазурными мозаиками здание было выстроено архитекторами Васильевым, Кричинским и фон Гогеном. Несмотря на то, что сейчас в городе существует еще одна мечеть и несколько молельных комнат, храм на Горьковской остается мусульманским центром Санкт-Петербурга. Если в православии большинство прихожан составляют люди среднего и старшего возраста, то ислам – «молодая» религия, среди ее приверженцев очень много людей до тридцати. О том, как совмещать студенческую жизнь и соблюдение религиозных догм, и почему для молодежи важна вера, я поговорила с будущим врачом Абдулбеком Асакаевым. Он родился в Дагестане, в селе Эндирей, а сейчас учится на третьем курсе ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

люди

- Абдулбек, как твоя религиозность сочетается  со стремлением заниматься медициной? Ведь говорят, все врачи – атеисты.

- Нет, ну что ты! В исламе врачевание – это богоугодное дело. Ведь таким образом помогаешь человеку. Я с детства мечтал стать врачом, родители культивировали во мне это. Моя мама медсестра, хотя очень набожна. Молиться меня научила бабушка. Папа не религиозен – в советское время, когда он был маленьким, религия находилось под запретом. Теперь он пытается приобщиться.

- Сейчас многие родители не посвящают своего ребенка ни в одну веру, предоставляя ему выбрать самому, когда вырастет. Как ты считаешь, это правильно?

- Я думаю, нет. Какие-то определенные устои нужно вкладывать с детства. Это формирует моральный стержень, который должен быть у каждого человека. В исламе даже нет такого «обряда-посвящения» - просто человек рождается мусульманином, и все. Но вот перейти из другой религии в нашу можно – нужно засвидетельствовать, что  "Аллах един и Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) его раб и посланник". Произнести эти слова и уверовать в них сердцем.

- Там, откуда ты родом, все такие религиозные?

- Да, в нашем регионе это абсолютно нормально. Моя семья не была особенной. В школе есть специальные уроки – там детям рассказывают истории из Корана, говорят о культуре. Но молитвам не учат – на то есть специальные школы и родители. Кстати, все молитвы – на арабском языке. Считается, что эти слова непереводимы, хотя при желании, ты, конечно, можешь и на своем читать.

- Как изменилось твое поведение и отношение к религии после переезда в Петербург?

- На первом курсе мне было очень тяжело. И я постоянно молился, соблюдал все каноны и чуть ли не каждый день ходил в мечеть. Не пил, не курил, не тусовался – ислам все это запрещает как разрушающее человека. Но обстановка и окружение меняют. На втором курсе студенческая жизнь захватила, меня унесло. Сейчас понял, пора возвращаться. Снова регулярно молиться начал. Когда встречаюсь со своими друзьями-мусульманами, они меня попрекают – и стараюсь соответствовать, мечеть посещаю. Прихожу туда, когда мне трудно, разговариваю с муллой (настоятелем – прим. ред.) – сразу легче становится.

меч

- Как друзья-немусульмане относятся к твоей религиозности?

- Нормально. Вначале улыбались этому, потом привыкли.

- Ты сказал про мечеть. Какое впечатление она на тебя произвела?

- Понимаешь, в моем селе было четырнадцать мечетей, - улыбается. Больше чем в каком-либо другом населенном пункте Дагестана. Все они были очень древними. Представь, когда в час молитвы со всех минаретов одновременно начинали раздаваться призывы муллы. С петербургской мечети не призывают, только внутри. Но она очень красивая, конечно.

- Как происходит молитва в мечети?

- Молитва совершается пять раз в день. Утром нужно прочитать два раза, в полдень и после обеда – по четыре, вечером – три и еще четыре ночью, после захода солнца. Перед началом ты должен вымыть руки и лицо, очиститься. Прочитав, нужно наклониться, положив руки на колени, и еще раз проговорить. Потом – выпрямляешься, говоришь определенные слова, опускаешься на колени, читаешь, коснувшись лбом пола. Выпрямляешься, встаешь, читаешь. И наконец, молишься сидя на коленях.

- Но ведь если проделывать это пять раз в день, ничего больше не успеешь!

- Быть в мечети совсем не обязательно! Ты все-таки можешь молиться про себя – где угодно. Но в пятницу обязательно должен посетить храм. На Петроградку тогда съезжаются верующие со всего города, даже те, что обычно ходят в другую мечеть. И женщины тоже. Только они находятся за перегородкой, чтобы не отвлекать мужчин. И всегда должны быть позади.

- А что происходит в храме, когда не идет молитва?

- Можно там общаться на религиозные темы, какие-то другие молитвы читать, просто сидеть думать. В нашей мечети, например, всегда есть такой старец, прихожанин –  к нему часто молодежь обращается за советом. В Соборной мечети постоянно так много народу, часто даже очереди на улице стоят! Еще там есть специальные классы, где учат арабскому и говорят про религию. Наш мулла лекции читает.

- В православную церковь женщинам нельзя заходить с непокрытой головой, а мужчинам нежелательно в шортах, например. А какие особенности в посещении мечети?

- Женщины должны быть в закрытой одежде, в платке. Если она вдруг забыла его, возьмет из коробки у входа. Мужчины могут быть с обнаженным торсом, но в брюках, закрывающих пупок и колени. Желательно покрывать голову. Многие носят четки, чтобы отсчитывать, сколько раз прочитали молитву.

меч1

- Сейчас существует определенная «мода на православие» - когда люди делают вид, что верят, желая быть «в тренде». А в исламе такое прослеживается?

- Есть, но не слишком много. А вот среди молодежи все больше верующих, больше, чем несколько лет назад. Я думаю, это хорошо – в Дагестане, например, от этого стали гораздо меньше пить.

В жизни Абдулбека религия настолько тесно переплетена с повседневностью, что вопрос, доставляет ли это какие-то неудобства в  жизни, отпадает сам собой. Просто кто-то ходит к модным нынче психологам, а кто-то решает схожие проблемы, посещая храм. Для мусульман мечеть – это не культовое сооружение, куда иногда заглядывают, а целая сфера бытия, вне которой представить себя очень сложно.

Фото из архива