Через Нарвскую заставу в город триумфально возвращался император Александр I под овации знати. Через Нарвскую же извозчики боялись ездить ночью, отказываясь за любые деньги. Здесь началась революция.

Вы когда-нибудь задумывались, что о своем городе, в котором прожили всю жизнь, мы знаем до обидного мало? Тем, кто решил узнать больше о месте, где живет, фестиваль «Открытая карта» помогает исправить эту неприятность. Особенностью этого проекта является лозунг «местные для местных», то есть совсем необязательно быть экскурсоводом, чтобы просвещать людей. Главное – интересоваться историей своего района, много о нем знать и уметь рассказать другим.

DSC_8667

Фестиваль «Открытая карта» вполне можно назвать молодежным – большей частью и экскурсоводы и слушатели – люди до тридцати лет, и это неслучайно. Старшее поколение обычно знает о своем городе много, а люди младшего возраста вообще могут не знать, в чью честь названа родная улица. Так что в подобном проекте необходимость однозначно была.

Одной из экскурсий «Открытой карты» является «Ансамбль Нарвской». Проводит ее Михаил Уваров — историк, организатор Музея Ингрии в Санкт-Петербурге, и житель Кировского района. Увлеченно и в красках Михаил рассказывает историю Нарвских ворот:

1814 год. Русские войска возвращаются домой. Император, на DSC_8807белом коне, с максимальной помпезностью, двигался к матери-императрице, которая ритуально поздравит его с победой. Вокруг множество людей – знати и простого народа. Всё внимание – на триумфатора Александра. И внезапно, когда император уже проезжал под воротами, почти под копытами коня пробегает юродивый мужик, прорвавшись через ограждения и охрану, разумеется, сорвав всю театральность и пафос. Зачем он это сделал – неизвестно, но примечательно другое: всегда спокойный и уравновешенный Александр взъярился и начал избивать мужика. Затем дал отмашку и несчастного мужика уволокли, добивая по пути.

Так под Нарвскими воротами, первоначально деревянными и возведенными всего за месяц, сразу оказалось заложено противоборство власти и народа.

Нужно отметить, что народ ворота не оценил: крылатую богиню победы Нику, стоящую за лошадьми, видно было плохо, и очень скоро среди мужиков ее стали называть не иначе, как злым духом. Изначальная функция ворот – хранилище боевых знамен и военных трофеев – почти сразу сменилась обычным архивом заставы, но и архив толпа рабочих и солдат сожгла в ходе выступлений в 1917 году (зачем нужно было жечь – неизвестно). Да и факт, что через Нарвскую заставу рабочих не пропускали в город, доброй славы ей не прибавлял.DSC_8711

Говоря о Нарвской, невозможно не упомянуть о протестах и выступлениях рабочих. Отсюда началась революция. Рабочим, лишенным своих корней, было нечего терять и, обладая особым менталитетом людей, оторванных от семей и не имеющих еще никаких традиций, они боролись за свои права с невероятным упорством. Со временем борьба в окрестностях Нарвской стихла, но память о ней никуда не пропала: прямо напротив имперских Нарвских триумфальных ворот мы видим панно советского времени, на котором – сокрушение империи, рабочий с флагом и известным лозунгом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»!

DSC_8771Эти контрасты в окрестностях Нарвской встречаются повсюду. Сразу за углом площади Стачек находится промзона. Несколько производств, старые постройки и неопрятные жилые здания. Здесь становится еще очевиднее существовавшая когда-то борьба имперского великолепия, осколком которого являются Нарвские ворота, и рабочего района со всеми его прелестями – криминалом, алкоголем и грязью.

Конечно, сейчас ситуации в корне изменилась. Но архитектура несет в себе отпечаток всего, что случалось в России. Именно поэтому «витрина социализма», парадная сторона Нарвской так отличается от домов, построенных пленными немцами. Именно поэтому за потрясающей аркой Нарвских ворот виднеются ржавые и грязные трубы заводов, а строгий и агрессивный советский конструктивизм граничит с роскошью императорского наследия.

Пройдя с экскурсией по окрестностям, я увидела отражение каждого периода истории России в окружающих зданиях, улицах и памятниках. Особенно порадовал профессионализм экскурсовода – казалось, что он знает об этих местах всё. Очень сомневаюсь, что без его пояснений узнала бы что-то полезное. Тем временем экскурсия заканчивается, и мы возвращаемся к метро. Оглядываясь по сторонам гораздо более осмысленно. Зная, где находимся.

Благодаря фестивалю «Открытая карта» наш город стал для меня немного более открытым, понятным. И в тоже время – загадочным.

Фото Анны РОМАНОВОЙ