Просторная мрачная комната. Три монитора. На экране стоп-кадр видео. Тихий гул компьютера. По соседству светлая кухня. — Проходите! Мы на улице Кораблестроителей, в гостях у режиссера Степана Грушы. Разливая по кружкам чай, Степан рассказывает нам, что такое «коротыши» и своей, возможно последней, лекции «Кино без денег».— Ты сейчас над чем-нибудь работаешь?— Пока нет, занимаюсь раскруткой последнего проекта. Новые «коротыши» (короткометражные фильмы – прим. ред.) делать не хочу, а с большими пока не складывается. В этом году по разным причинам отменилось 3 полных метра, для которых я писал сценарии.

— С чего всё начиналось, почему решил стать режиссером?          

— Спонтанно. Наверное, много боевиков в детстве смотрел.

—Какой был твой первый фильм?

— Большой первый – «Homo Gamer», 40 минут. А до этого было много всяких «коротышей». Первый документальный фильм снял в 2005 году, по заданию в ГАТИ. Фильм очень личный, о моем однокласснике.

20151026-_MG_6470 clean

А сейчас есть какие-то идеи – что снимать?

—  Есть много синопсисов и несколько сценариев. Последний мой сценарий - комедия «Хуня Хан». По идее, это самый запускаемый проект, но если в ближайшее время не найдем спонсоров, то, скорее всего, я начну снимать без денег полный метр «Голый ужин», придуманный 5 лет назад: студент киновуза снимает мокьюментари (псевдодокументальный фильм – прим. ред.) про выдуманную им теорию заговора вокруг России. Но все воспринимают ленту всерьез, вокруг режиссера возникает экстремистская националистическая партия, захватывающая власть в стране. И теперь студент боится признаться, что его фильм – просто шутка, и продолжает играть перед одержимцами роль нового Ленина. Это завязка. «Коротыши» я снимал для того, чтобы постепенно прийти к большим фильмам с бюджетом, но раз этого не происходит, попробую сделать полный метр без денег.

Каков в среднем бюджет короткометражного фильма длительностью 10 минут?

— Это очень индивидуально. «Арбитры изящного» стоили 30 тысяч рублей, мы снимали их одни сутки. Но звук там довольно плохой. «Огонь по штабам» стоил 40 тысяч, мы снимали его в четыре большие смены по 20-30 часов.

- Ты работаешь с большим коллективом, как тебе удается мотивировать людей работать без денег и в плохих условиях?

- Во-первых, осваиваю другие профессии: оператор, монтажер, колорист, сценарист и таким образом сокращаю штат. Поэтому иногда на площадке только я и актеры. Во-вторых актеры совмещают: делают грим, ставят свет. Все понимают, что это не от хорошей жизни, и мы снимаем либо 20 смен подробно, с кучей дублей и вниманием к каждому актеру, но таскаем сумки или не спим по 36 часов, либо - 1 смену с грим-вагеном и буфетом, но на выходе получаем качество говносериала. Все работают на результат, потому что только хорошее кино влияет на наши карьеры.

А актеры – это твои друзья?

— Нет, каждый раз мы устраиваем кастинг, ищем актеров. Сразу предупреждаем, что проект некоммерческий. Они смотрят мои прошлые работы, читают сценарий. Если им всё нравится – они приходят. Кто-то отказывается, но это довольно редко.

Все сценарии придумываешь сам?

— Да, когда работаю режиссером.

— А никогда не хотелось взять уже готовые сценарии, экранизировать классику?

— С готовыми просто не складывалось. А с классикой проблемы. Сейчас мир из-за технологий очень быстро меняется. Пьесу 50-х можно было экранизировать в 80-е. А пьесу 80-х экранизировать сейчас уже очень сложно, потому что технологии слишком сильно изменили отношения между людьми.

Какие есть способы быть замеченным молодому режиссеру?

— Платформа YouTube, фестивали. С фестивалями – странная вещь. На «Кинотавре», куда не взяли «Огонь по штабам», кто-то из отборщиков на пресс-конференции сказал: «Как плохо, что молодые режиссеры не рассказывают о современных событиях в России». Я хохотал.

20151026-_MG_6486

Расскажи про лекцию "Кино без денег". Кому будет особенно полезно посетить ее?

— Студентам киновузов или тем, кто планирует снимать кино без кинообразования.

Для остальных она может быть интересна за счет смешных и страшных способов экономии и темы изменения индустрии кино под действием новых технологий.

Я провожу эти лекции, чтобы упростить другим начало их карьеры. Знаниями нужно делиться, и мне больно слышать, что кто-то не снимает «коротыш» из-за отсутствия денег на дорогую камеру, в то время как сэкономить на ней очень просто.

Когда на лекции нет или мало будущих режиссеров и операторов, выступать мне не очень интересно. Поэтому, возможно, это будет последняя лекция, если в будущем ее не предложат провести в какой-либо киношколе.

Еще странный момент: многие профессионалы из мира кино крайне раздражительно реагируют на анонсы этих лекций, как будто после них они лишатся работы. Но эти технологии помогают снимать только те проекты, где основные траты – на технику, а ресурс времени больше. В коммерческих же проектах есть зарплаты сотрудникам, поэтому время дороже. Эта лекция только для тех авторов, которые готовы снимать любыми способами, рисковать, возможно, здоровьем и точно - времени, потому что иначе не могут, а не потому, что хотят продать сериал на ТНТ, не заплатив дольщику.

20151026-_MG_6468

Лекция «Кино без денег» пройдет 31 октября в 20:00 в Культурном фонде художника Михаила Шемякина (ул. Садовая д. 11). Примеры «коротышей» с техническими комментариями автора (от длительности съемок до используемой цветокоррекции!) в группе «Степан Груша лекция "Кино без денег"».

Фото Ольги Кудриной