Что кроется в понятии «документальный фильм»? Наверняка в голову приходят много фактов, цифр, четко выверенная хронология событий, отсутствие художественности, символичности. Документальное кино – сложное, интеллектуальное и не массовое, и у него, конечно, есть свой круг поклонников. В попытке понять и погрузиться в документалистику, я отправилась в «Лендок» на показ фильма «Саламанка». Как оказалось, эта картина способна разрушить многие стереотипы о своем жанре. И первый же вывод, который делаешь, еще находясь в зрительном зале - «Саламанку» назвать фильмом, несущим в себе только факты, невозможно даже при большом желании.M27-0004_001688

        Сюжет разворачивается в небольшой общине, городке, по имени которого назван фильм. Простые домики из фанеры, простые загорелые лица, лошади в стойлах, устало отфыркивающиеся от мух – во всем этом царит не просто атмосфера застойного спокойствия, а дух нерушимых традиций, оторванности от остального социума, беспрекословного подчинения заданному порядку жизни. Община почти не взаимодействует с внешним миром, о котором так хочет узнать главный герой, от чьего лица ведется повествование. Вокруг его колебаний, внутреннего бунтарства, эмоций и наращивается вся смысловая ткань фильма. В ее основе лежит ни факт или событие, ни даже стремление показать быт и культуру другой эпохи и местности. Для режиссеров цель работы заключалась в постановке философского вопроса жизненного выбора. Нерешительность главного героя и его нежелание ставить себя и своих детей в те рамки, которые навязало ему общество – вот основные его отличия от прочих жителей деревни. Наиболее ярко это отражено в последнем предложении его рассказа: «Когда мои дети вырастут и у них возникнут те же вопросы, что и у меня, я должен буду на них ответить. Но я не знаю правильного ответа».

M06-0304_000583

             При этом, рассказывая историю мальчика, поставленного перед развилкой – идти против системы наперекор всему, или же уступить во имя блага семьи, режиссеры Александра Кулак и Руслан Федотов не пытаются дать определенный ответ на вопрос, хотя главный герой фильма все же принимает решение в пользу спокойствия своих родных. Важно было именно задать этот вопрос, наметить тему, создать атмосферу. С последней задачей блестяще справился кинооператор: фильм построен на черно-белых, очень длинных, намеренно затянутых 30-секундных кадрах, в каждом из которых действия – минимум. Таким образом, удается подчеркнуть атмосферу Саламанки – города-системы, в котором даже время взято в узду и не может свободно двигаться так, как ему хочется. То и дело в фильм включается портретная съемка – мы имеем возможность рассмотреть человеческие лица вплоть до каждой морщинки. Увиденное достигает такой реалистичности и так приближено к реальности, что создается необычное впечатление – то ли мы находимся по ту сторону экрана, то ли все это происходит в жизни, прямо перед нами. Весь фильм складывается так, что в съемке не наблюдается никакого сюжета, он присутствует лишь в рассказе повествователя. «Саламанка» больше напоминает собой фотовыставку или картинную галерею.

M01-0055_000699-2

       По сути, «Саламанка» – фильм-рефлексия. Он наполнен аллюзиями, сравнениями, глубоким философским подтекстом. Художественные детали играют здесь одну из важнейших ролей. Самые яркие из образов становятся еще и деталями-рефренами. Воздушный змей, взмывающий в небо в первой половине фильма, символизирует дух бунтаря, проснувшегося в главном герое, его желание вырваться на свободу, в большой мир. Во второй половине фильма тот же змей падает, когда мальчик все же отказывается от честолюбивых планов в пользу семьи. Выделяется в фильме деталь с прической – в самом начале фильма и в самом его конце одна девочка заплетает другой косички на мокрых волосах. Этот символ не только передает дух преемственности, традиций, передающихся из поколения в поколение, но и как бы намекает на те идеи, что вкладываются в сознание ребенка в детстве. Мысли детей формируются обществом подобно тому, как ловкие руки переплетают пряди волос на голове. В какой-то момент ловишь себя на мысли – а точно ли этот фильм можно назвать документальным? В нем очень много художественности и практически отсутствует фактический материал.

M29-2040_001310

          Обдумав увиденное, осознаешь – режиссеры воплотили в жизнь очень простую, но сильную мысль. Они выбрали историю смирения, а не бунтарства, они выбрали неопределенность, а не решительность. Но в этом же смирении и неопределенности и заключается суть настоящей свободы выбора со всеми ее плюсами и минусами. Посмотрев фильм, оглядываешься вокруг и видишь - вокруг тебя люди, как жители Саламанки, подвержены такому же «культу идеи». Не из-за страха ли перед безграничным многообразием мира? По той же причине, наверное, так часто выходят мотивирующие фильмы про решительных мужчин и женщин, определившихся и нашедших себя, яро убежденных в своей правоте, идущих, если это потребуется, против системы. Фильм «Саламанка» пошел по совсем иному пути, и, честно говоря, именно эта история мальчика до боли напоминает нам реальность, нашу собственную жизнь. И если сначала и возникает вопрос, можно ли назвать эту картину документальной, то вскорости понимаешь – именно эта правдивость и является целью документалистики.

M31-2347_000905

Фото предоставлено открытой киностудией "ЛЕНДОК"