Создатели инсталляции «Архитектурное безвременье», для воплощения своего замысла в рамках выставки «Ногою твердой встать при море…», пошли путём погружения в виртуальную реальность. Инсталляция с применением шлема виртуальной реальности проходил в музее истории Кронштадта с 22 апреля по 31 мая, а с 27 июня расположится в историко-культурном комплексе "Форт Константин".

4Выставка рассказывает об истории Кронштадтских фортов с момента создания крепости на острове Котлин вплоть до наших дней. На выставке собраны экспонаты, найденные на фортах, и личные вещи офицеров, проходивших там службу. В том числе множество изображений: архивные фотографии, чертежи, планы. Но уникальной выставку делает именно инсталляция со шлемом виртуальной реальности.

Мне ещё не доводилось испытать на себе действие шлема, поэтому выставка заинтриговала вдвойне. Служащая музея при моём появлении очень оживилась. Мы прошли через ряд пустынных музейных комнат, открывая и закрывая двери, до тех пор, пока мы не оказались в небольшой, светлой комнате. По стенам развешаны фотографии зданий фортов. Под фотографиями – информационные справки, истории, связанные с прошлым и настоящим этих укреплений. Многие чертежи и рисунки зрителям представлены впервые. А в центре комнаты находится небольшой навес, под которым на длинном шнуре подвешен шлем виртуальной реальности.3

Сотрудница предупредила: «Сначала вы должны увидеть свою руку». Надеваю шлем, вытягиваю перед собой руки и через несколько секунд передо мной появляются небольшие изображения ладоней, которые, вслед за руками, перемещаются в поле видимости шлема. Затем, следуя указаниям работницы музея, сжимаю и разжимаю кулаки и...

... оказываюсь в одном из фортов крепости Кронштадт. Оглядываюсь по сторонам, смотрю под ноги, наверх. Изображение настолько качественное и близкое к реальности, что сначала мне даже стало не по себе. Нахожусь на небольшом островке среди руин старой крепости. На фоне начинает звучать мужской голос, который рассказывает о проблемах Кронштадских фортов: говорит об их запущенности, о невнимании к ним со стороны культурных работников. Действительно: под моими ногами видятся кучи мусора, вокруг только разрушенные стены, за которыми – море. Когда голос умолкает, сжимаю и разжимаю кулаки – и снова оказываюсь на новом месте.

На этот раз – внутри одного из бастионов. Мужской голос вновь продолжает рассказ. Он говорит об уникальности Кронштадских сооружений, об их нелегкой судьбе в годы Великой Отечественной войны. 

Происходящее напоминает экскурсию: оглядываюсь по сторонам, всматриваюсь в старые стены. Вокруг раздаётся шум ветра, звук падающих капель, иногда даже слышны голоса других людей. Голос невидимого экскурсовода проводит сквозь толщу времени, и вызывает очарование: не чувствуя ни холода, ни влажного ветра, который наверняка продул бы меня с ног до головы, будь я в действительности в одном из этих мест.

1Локации сменяются еще несколько раз. Настолько привыкаю к правилам шлема виртуальной реальности, что, когда экскурсия наконец заканчивается, снимаю его и долго не могу привыкнуть к солнечным лучам за окном, к маленькой светлой комнатке и улыбчивому лицу служительницы музея. Она осведомляется, не кружится ли голова, после провожает до выхода. «Как жаль, что ходить по этим бастионам нельзя. Было бы еще интереснее», сетует она, а под конец добавляет: «если бы такие виртуальные возможности были у каждого музея, искусством и прошлым интересовалось бы намного больше людей».

2

Фото автора