Кажется, в воскресенье вечером петербуржцам, желающим красиво и со смыслом завершить выходные, есть чем заняться – любая интернет-афиша выдаст вам длинный список спектаклей, концертов, кинопремьер. Но недавно двум вчерашним выпускниками института кино и телевидения Анне Тараненко и Александру Зельдину пришла мысль, что всего этого недостаточно. Так появились «интеллектуальные вечеринки для умных и развивающихся людей» In Crowd. Восьмого ноября состоялось второе мероприятие такого формата – вечеринка, посвященная литературе.

DSC01447

Миновав несколько лестниц клуба «Море», оказываемся у входа в зал, где нас встречает девушка со стикерами. Клеит белые бумажки на одежду, предварительно написав на них наших любимых литературных персонажей. Говорит, что в конце вечера ожидается литературный нетворкинг – что это, к стыду своему, не знаем, но не переспрашивать же, а то вдруг выгонят из общества умных и развивающихся. Садимся на второй ряд, готовые внимать. На весь внушительный зал человек десять, хотя до начала осталось не больше четверти часа. Сам зал отчаянно напоминает сельский клуб – то же щербатый паркет, разноцветные софиты и диско-шар с блестящим серпантином, маленькая сцена с двумя микрофонными стойками, крашенные по штукатурке стены. На экране в заднике сцены – название мероприятия. Ждем.

DSC01530

Суть таких вечеринок, как объясняют ее авторы – дать петербургским интеллектуалам возможность культурно, и при этом неформально проводить время, одновременно просвещаться, танцевать, играть в игры, знакомиться между собой, находить коллег и друзей. В общем, совместить атмосферу лектория, коворкинга и ночного клуба. За «образование» сегодня отвечают ведущий «Дождя» Денис Катаев и преподаватель СПбГУ, литературовед Валерий Тимофеев. Первый рассказывает, как же читать книги в эпоху гаджетов. Оказывается, в США уже разработаны специальные программы, направленные на возвращение людям способности читать серьезные литературные произведения с несколькими сюжетными линиями. Лектор постоянно ссылается на Пруста, которым сейчас увлечен. Сокращая все до формата твиттера, получаем: «Читайте Пруста, после него «Война и мир» покажется лаконична, как фейсбук».

DSC01460_1

Валерий Тимофеев гораздо более глубок и обстоятелен. Рассуждает, все-таки американским или русским писателем признать Владимира Набокова, много говорит о языковых играх писателя, аллюзиях на Пушкина и По в «Лолите». Снова «с немалым удивлением» узнаем, что последний, недописанный, роман Набокова был эксклюзивно опубликован в…Playboy. Между выступлениями проходит викторина.  Гости отвечают на – конечно же – литературные вопросы, а потом угадывают, детские фотографии каких писателей появляются на экране. Среди выигравших оказывается девушка со стикером «Гамлет».

DSC01511

Лично я больше всего жду финальной части программы – моноспектакля Павла Михайлова «Brodsky. Retweet». Оказывается действительно мощно. Актер превращает стихи Бродского то в молитву, то почти в реп, мгновенно обживает незнакомую сцену, делает пластические номера. Свойственный для рецензий штамп «напряженный нерв» тут оказывается реалистичным описанием происходящего. Сидя во втором ряду, ты действительно видишь, как напряжена каждая мышца актера, когда он в забвении читает  знакомые тебе строчки, готовясь взорваться к финалу.

DSC01594

За три с половиной часа насыщенной программы достаточно устаешь, но организаторы ведь обещают тот самый загадочный нетворкийнг (о которым, слава богам, первый раз слышали не только мы). Остаемся, наблюдаем. В перерыве оставшиеся гости недоуменно передвигаются от пульта звукорежиссера до бара и обратно. Вроде как на сцене появляется DJ и вроде как начинается интеллектуальная музыка, но что делать – непонятно. Кто-то неуверенно пытается танцевать, однако не находя поддержки, останавливается. Идея хорошая, а ощущение школьной дискотеки, когда хочется, но колется, не пропадает. Наконец выходит спасительная ведущая и просит всех «занять свои места».

DSC01508

Нетворкинг оказывается не такой страшной штукой, как казался. Гости, наконец, знакомятся друг с другом, рассказывая о своем персонаже. Стулья стоят друг напротив друга, так что у тебя один собеседник. То ли коллективное сознание тому виной, то ли правда собрались такие любители, но напротив меня – Кота-бегемота случайно (или это темная магия?) садится Маргарита, а через стул от нас – Воланд. Вообще, забавно разглядывать людей и сравнивать их с выбранными героями. Например, Русалочка оказывается миниатюрной девушкой с длинными русыми волосами и в синем платье, Том Сойер – веселым парнем в клетчатой рубашке навыпуск, ну а яркая курчавая брюнетка не может быть никем, кроме Скарлетт О’Хары. И только милая блондинка Юля, наш фотограф, недовольно прихлебывает черный кофе, пытаясь описать характер Алекса из «Заводного апельсина» Берджесса.

DSC01499

Выходим из «Моря» с очень двоякими ощущениями. Как настоящие интеллектуалы, организаторы сосредоточились на образовательной составляющей, помня, что лучший отдых – это смена деятельности. Ну, или темы лекции. Развлечения как нечто более легковесное и несущественное отошли на второй план. Конечно, зачастую после горячего спора об особенностях транслитерации в текстах Набокова хочется пуститься в пляс, но так не хватает чьей-то подачи! Не зря ведь на столь любимых русскими классиками балах всегда были распорядители. Думаю, организаторам стоит подумать о них на следующей встрече, чтобы она превратилась в настоящую вечеринку.

Фото Юлии Шестаковой