Пришла весна. Витаминов мало. Уже всё ноет и болит и хочется скорее солнца, лета. А среди нас живут люди, у которых ничего «не болит». Они просто так живут… Как ни печально это…

После Международного дня человека с синдромом дауна - 21 марта, мы беседуем с директором детского центра для особых детей «Светлый город» Надеждой Самойловой-Бичуль.

Детский сад для детей с ДЦП, аутизмом и задержкой развития находится в Кировском районе по адресу улица Алекс Пэжо5Зайцева, 41. В Петербурге, как и во всех городах России, ведется большая работа по реабилитации и поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. И все мы, так или иначе, слышим о мероприятиях и социальных акциях, направленных на помощь этим людям. Но на самом деле, мало кто из нас задумывается насколько это тяжело... Заходишь в садик: бахилы, шкафчики, уютные кабинеты – всё как обычно. А детишек видишь и… честно говоря, у меня путаются мысли и очень трудно выразить ощущения. Ты и радуешься за них потому, что они – борцы, и в то же время охватывает неимоверная печаль – думаешь, такой ангелок и в коляске… Где справедливость жизни?

- Всё не настолько драматургично. Когда родители приводят малыша в садик, мы составляем «Индивидуальный маршрут ребёнка», то есть план, чтобы эффективно развить сильные стороны ребёнка и скорректировать наименее развитые, имеющие нарушения, - рассказывает Надежда, - мы стараемся максимально развить у детей самостоятельные навыки.

А как родилась идея создания центра?

- В 2012 году у меня родился второй ребенок. Дочери поставили диагноз: ДЦП. Она почти не видит, самостоятельно не передвигается и любые бытовые мелочи становятся для нас проблемой. В реабилитационных центрах требуется постоянное присутствие мамы. А в обычный садик, конечно не отдашь. Я хотела, чтобы ребенок получил развитие, чтобы я, как и многие другие мамы, хоть ненадолго забыла о том, что малыш «особенный» и начала жить обычной жизнью. Знаете, такое – обычное счастье обычно мамы. Как говорится, хочешь, чтобы было хорошо – сделай это сам. Вот я и сделала – «Светлый город».Алекс Пэжо

- Насколько сложно работать с особыми детишкам?

- Действительно, сложно. Нет готовых рецептов, к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход. Это даже не обучение или развитие, это настоящее творчество. Зато результаты - окрыляют. Ведь это счастье, видеть, как на твоих глазах дети, которых считали необучаемыми, начинают читать и писать, или ребята с ДЦП делают первые шаги. Безусловно, это огромный труд. Необходимо учитывать множество факторов, следить за успехами в разных областях одновременно. Это и интеллектуальное развитие, и физическое, и развитие мелкой моторики, и речи, и владение навыками самостоятельного поведения в быту. Учитывать психические и психологические особенности, творческие способности. Постоянно вести работу над навыками коммуникации малыша и прививать ему стремление к общению.

- Насколько реально, что особенный ребенок после садика пойдет в обычную школу?

- Вполне! Мы заметили, что после года посещения «Светлого города» половина наших воспитанников готовы к обычной школе. Да, возможно ему потребуются дополнительные занятия, и он будет засиживаться за уроками допоздна. Но главное, что он сможет общаться со своими обычными сверстниками, именно в этом я вижу основную задачу центра – научить детей максимально самостоятельно жить в нашем мире.

В центре «Светлый город» работает 20 человек: логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, танцедвигательный терапевт, массажист, реабилитолог, воспитатели.

- Как Вы набираете персонал? Какие люди к Вам приходят и кто в итоге остается? Это ведь такая сложная работа…

- Труд тяжелый. Требования к результативности высокие. Примерно с двадцатью людьми нужно провести собеседование, чтобы принять одного из них на работу. Но зато мы точно уверены в этом сотруднике. Другие не выдерживают и уходят, а те, кто остаётся – по-настоящему помогают нашим детям.Алекс Пэжо3

- Сколько детей в группах и как воспитатели успевают всем помогать?

- Ума не приложу! У меня всего трое детей, из них Лесанка не ходит, а Ратик уже взрослый - и то не всегда справляюсь, а тут шестеро! Конечно, это шутка, - улыбается Надежда, - В группах у нас до 6-7 человек, с ними минимум 2 воспитателя и волонтер, получается по 2 ребенка на взрослого. По опыту могу сказать, что это оптимальное соотношение, когда и детей достаточно много, чтобы они научились выстраивать отношения между собой, и взрослых хватает для того, чтобы заниматься с детками и обеспечивать их безопасность.

- Всех ли деток садик принимает в группы или есть какие-то ограничения, условия?

- Мы принимаем всех детей, кроме тех, кто может быть опасен для окружающих.

- Организуете ли вы какие-то встречи для родителей, где можно обменяться опытом воспитания детишек с ДЦП и аутизмом?

Алекс Пэжо6- Мы постоянно проводим семинары, открытые встречи-консультации с нашими педагогами, посвященные профилактике деформаций при ДЦП, где специалисты рассказывают родителям о профилактике деформаций и о том, как сопровождать ребенка с уже имеющимися нарушениями.

- Одна из Ваших подопечных участвует в танцах колясочников. Как ей это удается?

- Юля – очень сильная девочка. У нее ДЦП, поэтому она перемещается на коляске или ... на велосипеде! Да, мы с ней гуляли по парку на днях: видно, как ей тяжело, но старается, упорно крутит педали. Так и в жизни, настойчиво идет к своей цели. Юля мечтает стать реабилитологом, и я уверена, у нее это получатся. Инвалидность может сломать человека, а может закалить его так, что уже ничто его не остановит.

- Как вы видите, что программа реабилитации ребенка эффективна и работает?

- Мы постоянно наблюдаем за нашими детьми: что изменяется, как он себя при этом ведет; что мы можем сделать, чтобы помочь ему еще быстрее нормализоваться. Каждые 3 месяца проводим полную диагностику. Здесь уже видно, как сильно он улучшил свои показатели по каждому из направлений развития. Бывают, конечно, трудности, но в среднем, за первые 3 месяца наши дети улучшают показатели своего развития до 80% от первоначального. Существует целый ряд аспектов, по которым проводится наблюдение (одновременно с работой над особенностями малыша) и спустя определенное время можно говорить о результатах. Вот недавно к нам приезжали артисты из театра «Странствующие куклы господина Пэжо», привозили сказку Золотой Домик. Программа интерактивная, а нашим деткам трудно участвовать, как вы понимаете, но определенно можно сказать, что многие малыши вполне были поглощены действием и коммуникативный аспект у них уже лучше.

- Ходят слухи, что Вы собираетесь открывать второй центр. Правда ли это?

- Планируем открыть инклюзивный садик и начальную школу в просторном коттедже в Озерках. Правда, как всегда всё упирается в деньги и вечный вопрос: откуда их взять. Я, когда этот садик открывала, вложила своих 2 миллиона и еще с миру по нитке 1 миллион насобирали. Сюда необходимо еще купить дорогостоящее оборудование. Так что проект второго центра есть, помещение есть, а вот где взять 3 миллиона на открытие пока не понятно. Я была бы рада любой помощи – хоть строительная бригада бы позвонила и сказала, что поможет обои поклеить, - улыбается Надежда.

светлый город   071

Еще в далеком 1862 году английский врач Джон Лэнгдон Даун первым описал синдром, получивший впоследствии его имя, но до сих пор не найдено быстрое «противоядие». Можно лишь долгим и упорным трудом помогать особенным детям адаптироваться к обычной жизни. Помните, что заботиться можно не только о своих близких. Люди стараются помогать друг другу, но ведь нас всех слишком мало для всех бед и печалей мира. А дети - это самое прекрасное, что может случиться в семье! Любите, растите, заботьтесь. А главное, помогайте!

Фото из архива детского центра "Светлый город"